Бизнес план пасеки

Медовая сладость или бизнес на пчелах: выгодно ли держать пасеку, что для этого нужно, и какие особенности ведения бизнеса с ноля? Для этого необходимо иметь на руках бизнес план пасеки. Все особенности и расчеты, которые помогут понять, выгодно ли заниматься медосбором в целях получения материальной выгоды.

Сладкая жизнь пасечника: рентабельность бизнеса

Во все времена пасечный бизнес считался делом «избранных». Разведением пчелиных семей занимались даже такие известные личности, как Лев Толстой, Черчилль и Эдисон. Однако одно дело – хобби, и совсем другое – получение материальной выгоды с пасеки.

Можно ли превратить удовольствие от сладкого лакомства в сверхприбыльный бизнес для новичка? Можно ли за счет меда обеспечить себе и своей семье безбедное существование? Чтобы определиться с этим вопросом, изначально необходимо составить бизнес-проект, изучить особенности ведения бизнеса и сопоставить желания с реальными возможностями.

Первый главный вопрос пасеки, как бизнеса – это рентабельность данного занятия. Рентабельность – это показатель, который наглядно на схеме показывает, за какое время все затраты окупятся, и за какой период хобби станет приносить чистый доход. Проще говоря, чем выше такой показатель, тем быстрее окупаемость всех вложенных средств.

Бизнес план пасеки

Факторы окупаемости

В свою очередь, окупаемость зависит от ряда факторов:

  • начальные суммы капиталовложения. Вполне логично предположить, что вложив в пасеку 50 тысяч рублей, можно говорить о том, что окупаемость наступит за более короткий промежуток времени, нежели при инвестициях в 200 тысяч рублей;
  • количество пчелосемей. Чем больше количество семей – тем выше затраты, но, в свою очередь, чем больше пчел – тем больше меда. Здесь стоит рассчитывать исключительно на собственные материальные возможности. Но, при этом стоит понимать, что более длительная окупаемость в дальнейшем будет приносить гораздо большие деньги;
  • спрос от покупателя, наличие рынка сбыта. Произвести мед – это только половина успеха, главная задача – выгодно его реализовать. Для такого действия необходимо иметь рынок сбыта. Наличие оптовых покупателей, ярмарка для продуктов пчеловодства и направление бизнеса на экспорт позволяет повысить рентабельность бизнеса до максимально выгодного эквивалента;
  • сезонность. Пчеловодство относится к сезонным вариантам ведения бизнеса. Стоит учитывать, что основной доход пасечника – это период апрель-сентябрь. Минимальная температура воздуха должна быть 8-10 градусов выше ноля. Только при таких условиях пасечник выносит ульи из зимовки;
  • условия местности. При разведении пчел важно учитывать такой фактор, как особенности местности, которые должны содействовать сбору нектара. К примеру, самый ценный мед – разнотравье, который содержит в себе большое количество нектара из разных растений и цветов. К примеру, мед Башкирии – это уже, сам по себе, маркетинговый ход, ведь продукция из данного региона ценится особо высоко.

Все эти пункты важно учитывать прежде, чем принять решение о начале медового бизнеса с целью получения прибыли. Ведь если есть поля медоносов, но нет рынка сбыта, то даже самый качественный мед может простоять в подвале «мертвым грузом», не давая своему владельцу возможность получить материальную выгоду. В общем, рентабельность пасеки, может колебаться от 20 до 95% в первый сезон. Все зависит от подхода к реализации идеи.

Читайте также:  Как пчеловоду выйти на экспорт меда

Стартовый капитал пасеки из расчета на 10 ульев

Даже при наличии стартового капитала для покупки 50-100 ульев не рекомендуется вкладывать весь бюджет в столь деликатное дело. Большую роль в пасечном бизнесе играет не наличие денег, а присутствие опыта, конкретных знаний. Нет ничего сложного в том, чтобы купить улей с семьей, но куда более сложнее получить материальную выгоду из этой пчелосемьи.

Оптимальное количество ульев для начинающего пчеловода – 10 штук. Именно так можно изучить все особенности ведения бизнеса, а также получить не чистую прибыль в первый год, а вернуть все потраченные средства. Бизнес план пасеки в деталях позволяет понять, сколько нужно денег для закупки и содержания 10 ульев, и на какую выгоду можно рассчитывать в первый сезон.

Ульи

В продаже сегодня есть огромное количество ульев. Которые отличаются по типу крепления рамок, их общему числу и количеству ярусов. Но, для начала необходимо изучить поведение пчел и понять саму суть содержания пасеки. А потому можно купить ульи б/у, либо смастерить их самостоятельно. Стоит понимать, что если нет понимания того, как пользоваться инструментами для плотницких работ, то более выгодно будет купить уже готовые домики для пчел.

Бизнес план пасеки

Интересно. Существует государственная поддержка пчеловодства, так называемая субсидия выдается в центрах занятости в виде поддержки малого бизнеса. Максимальная сумма средств, которая может быть выделена – 58 тысяч рублей.

Для одного улья потребуется материалов на сумму 1000 рублей. Б/у улей – 1.5-2000 рублей, новый до 4000 рублей. Не обязательно покупать новый улей для начала ведения бизнеса пасеки. Бывшие в употреблении домики могут стать хорошей недорогой альтернативой. Прежде, чем засадить семью, необходимо обработать улей, почистить, обжечь и обдать дымом. Если потребуется, покрасить, высушить и поставить на высоту от земли на 15-25 см.

Итак, общая сумма для закупки б/у ульев – 15 тысяч рублей.

Медогонка

Второй предмет, который важен для получения готовой продукции – меда. Цена медогонки также может отличаться, в зависимости от производителя и ее вида. Есть варианты медогонки на 2-4-8 рамок, которые по цене самые недорогие. Как правило, многие пасечники в начале бизнеса используют старые медогонки отечественного производства (двух рамочные), цена которых не выше 5 тысяч рублей. Но, есть недостаток – это продолжительность процесса скачивания меда. Если в дальнейшем планируется расширение, то и медогонку стоит поменять. Если говорить о более дорогих моделях, то цена, к примеру, на медогонку радиального типа, может варьироваться в пределах 12 тысяч рублей. Опять же, можно сэкономить, купив б/у медогонку, которой вполне хватит на первое время.

Сумма б/у медогонки на 4 рамки – 7 тысяч рублей.

Пчелиные семьи

Количество пчел в одной семье (в зависимости от силы матки) может достигать 80-100 тысяч особей. Одна семья занимает один улей, где все семейство разделено на матку, рабочие пчелы, разведчиков, трутней и личинок. Однако последний показатель может достигаться только в летние периоды времени, когда сбор меда в фазе интенсивности. В остальные времена года количество особей в семье может быть 40-60 тысяч.

Читайте также:  Государственная помощь пчеловодам

Цена одной пчелосемьи, в зависимости от численности и породы, — 3 тысячи рублей. В начале ведения лучше всего содержать несколько пород пчел, которые отличаются по поведению и другим характеристикам. Так, одна порода более устойчива к холодам, а другая устойчива к клещам. Какую породу в итоге оставить на развод, можно определить по личному опыту. Специалисты рекомендуют обратить внимание на такие породы пчел, как:

  • бакфастская;
  • степная украинская;
  • орловская;
  • полесская;
  • мегрельская.

Пчелы имеют и много врагов, от которых периодически стоит проводить профилактику. Если заведётся моль или клещ в улье, то излечить семью будет если не сложно, то фактически невозможно. Кроме того, стоит оберегать пчелосемьи от птиц, мышей и муравьев.

Итого сумма за 10 семей – 30 тысяч рублей.

Вощина

Такое необходимое оснащение продается как поштучно так и на килограмм. Размер, форма и производитель в большинстве случаев определяется видом улья и местности. В среднем, стоимость за упаковку вощины (15 кг) – 380 рублей.

Итого на 10 ульев – 5700 тыс. рублей.

Инвентарь

Кроме всего вышеуказанного необходимо купить множество мелочей, без которых комфортная работа на пасеке будет невозможной. К такому инвентарному перечню относится (стоимость в рублях):

  • дымарь – 700;
  • стамеска – 100;
  • пыльцеуловитель – 150, нужно как минимум 5 штук, равно 750;
  • маточная клетка – 8 по 50 рублей = 400;
  • сборник прополиса – 8 по 100 рублей = 800;
  • кормушки по 300 рублей, как минимум 8 штук = 2400;
  • спецодежда для пасечника – один комплект 600 рублей;
  • проволока – 460;
  • разделительная сетка – 400;
  • вилка для распечатывания – 500;
  • заградительная решетка – 150.

Итого, общая сумма дополнительного инвентаря – 7960 тысяч рублей. Может сумма отличаться в том случае, если имеется какой-либо инвентарь, либо пасечник самостоятельно может изготовить необходимые материалы.

Суммируя все необходимые растраты, можно сказать, что минимальная сумма, которая может потребоваться для начала пасечного бизнеса – это 8 тысяч рублей в расчёте на 10 ульев. Говорить об окупаемости здесь необходимо учитывая особенности местности и наличии места для реализации готовой основной продукции (меда) и сопутствующих товаров.

Стоит сказать, что основной доход пасеки (70-80%) – это продажи целевой продукции – меда. Однако есть и другие продукты пчеловодства, которые также пользуются спросом, в частности у фармацевтических компаний: прополис, перга, цветочная пыльца, восковые шарики.

Ложка дегтя: правовые аспекты ведения бизнеса

Завести пасеку – это только половина успеха дела. Если предприниматель решил выйти на рынок сбыта продукции по выгодным ценам, то необходимо соблюдать правовые аспекты ведения малого бизнеса. Согласно ст. 346.4 НК РФ, налогообложение составляет 15% от прибыли. Кроме того, стоит учитывать такие расходы:

  • взносы в ПФР;
  • медицинское страхование – 5% от стоимости пчелосемьи;
  • свидетельство индивидуального предприятия – 800 рублей.

Как показывает практика, один человек может самостоятельно обслужить около 30 ульев. Помощь нужна только в период кочевки, которая происходит в зависимости от цветения тех или иных растений. Если есть помощь со стороны родственников и друзей, то затраты на наймы рабочих не предусматриваются. С развитием бизнеса необходимо будет обеспечивать временный штат работников, которые будут выполнять свою работу за заработную плату.

Читайте также:  Покупка пчел

Продажа меда: материальная безубыточность

Главная цель пасеки, как бизнеса – это получение материальной выгоды. Если предприниматель надеется не только получить удовольствие от процесса добычи сладкого меда, но и рассчитывает на материальную компенсацию, то необходимо изучать не только затраты на покупку всего необходимого для пасеки, но и возможные рынки для продаж.

Сколько же необходимо продавать меда, чтобы пасека приносила прибыль? Количество меда – не постоянный фактор, на который оказывают воздействие как погодные условия, так и порода пчел, затраты на их содержание, лечение. Учитывая все приведённые расходы за сезон, можно сказать, что для того, чтобы пасека вышла в «ноль» в первый сезон (что очень хорошо для новичка), необходимо продавать из 10 ульев по 5 кг готовой продукции – меда. Все, что сверху – чистая прибыль. Примерные затраты на 1 килограмм продукции – 35 рублей.

Факторы риска пчеловодства

Как и в любом другом бизнесе, пчеловодство требует не только материального обеспечения и труда, но и знаний отрасли. Есть множество рисков, которые начинающие пчеловоды не учитывают. Однако если суметь предотвратить такие негативные аспекты, то можно получать чистую прибыль уже на второй сезон. Самые распространенные факторы риска пчеловодства:

  • неправильно подготовленная зимовка. Пчелы очень чувствительны ко многим внешним и погодным факторам. Однако пчеловод должен сделать все для того, чтобы в период зимовки в улье не завелась моль, не залезли мыши, а сами пчелы хорошо пережили зимовку;
  • эпидемии. Есть такие периоды, когда численность пчел снижает за счет эпидемий в области, регионе. Чтобы этого избежать, необходимо проводить профилактические мероприятия, соблюдать санитарно-эпидемиологические правила;
  • плохие погодные условия. Поздняя весна, морозы и дожди в апреле-мае, дождливое или очень жаркое лето – это все то, что мешает пчелам собрать урожай пыльцы в полном объеме. Один из вариантов избежать малого урожая – постоянные кочевки;
  • запаривание семейства пчел, потеря матки. Кочевание и транспортировка ульев должна проходить максимально правильно, иначе гибели всего семейства не избежать;
  • малый спрос. Можно быть отменным пчеловодом не одного поколения, отлично справлять со всеми поставленными задачами, но все такие старания аннулируются при отсутствии рынка сбыта. Любому хобби необходимо материальное подкрепление, если таковое не обеспечивается, развитие бизнеса невозможно.

Пчеловодство, как бизнес, в наших регионах – популярное и выгодное занятие. Как показывает статистика, пасеки из нашей страны обеспечивают рынки Европы и Азии на 60-80%. Получается, то продукции производится в нашей стране больше, нежели потребляется. Вместе с тем, такой продукт не только экологически безопасен, но и считается самым главным источником витамин, микроэлементов и полезных веществ. Однако для того, чтобы медовый бизнес приносил не только удовольствие, но и деньги, необходимо основательно подойти к решению всех задач, учитывая особенности предпринимательской деятельности.